Международные проекты

Реализация проектов, стратегий, инициатив в отношении пяти Пармских обязательств

 

В целях подготовки к Совещанию по среднесрочному обзору Европейского процесса «Окружающая среда и здоровье» специалистами Республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» Министерства здравоохранения Республике Беларусь подготовлена следующая информация о примерах реализации проектов, стратегий, инициатив в отношении пяти Пармских обязательств.

Справочно. Европейским планом действий «Окружающая среда и здоровье детей» (ЕОСЗД) Всемирной организации здравоохранения обозначены Региональные приоритетные задачи в рамках выполнения обязательств по защите здоровья детей.

Специальная рабочая группа Европейской целевой группы по окружающей среде и здоровью (ЦГОСЗ) выбрала отдельные примеры усилий специалистов Научно-практического центра гигиены Министерства здравоохранения Республики Беларусь под названием «Оценка работы ГЛААС в Республике Беларусь» и "Реализация стратегического подхода к международному управлению в области химических веществ в Республике Беларусь» для презентации на выставке плакатов, выпущенных Европейским региональным бюро ВОЗ, в рамках Совещания по среднесрочному обзору Европейского процесса "Окружающая среда и здоровье" в Хайфе (Израиль) 28–30 апреля 2015 г.

 

 

Обязательство в рамках РПЗ 1 – Региональная приоритетная задача 1 «Защита здоровья населения путем улучшения доступа к безопасному водоснабжению и санитарным удобствам»

Технология 

Разработка критериев физиологической полноценности питьевой воды с целью повышения безопасности и качества питьевого водоснабжения в Республике Беларусь

Выполнены исследования по научному обоснованию критериев физиологической полноценности питьевой воды для населения Республики Беларусь по содержанию основных макро- и микроэлементов (2010-2012 г.г..)

Обоснованы основной (общая минерализация, жесткость, содержание кальция, калия, магния, бикарбонатов) и дополнительный (содержание фтора) критерии физиологической полноценности питьевой воды. Данная норма закреплена в нормативном документе - санитарных нормах и правилах "Требования к физиологической полноценности питьевых вод", обязательных к выполнению на территории республики с 2013 года.

Оценка воды по данным критериям является обязательной в дополнение к критериям безопасности питьевых вод при выборе новых и реконструкции существующих источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, выборе источника для розлива питьевых вод в потребительскую упаковку. Использование критериев физиологической полноценности будет способствовать обеспечению населения республики качественной питьевой природной водой, способствовать профилактике заболеваний, обусловленных недостатком основных макро- и микроэлементов.

 

Технология 

Совершенствование подходов к осуществлению мониторинга нитратного загрязнения питьевых вод в Республике Беларусь на основе применения методологии оценки риска

В 2010-2012 г.г. специалистами государственного предприятия «НПЦГ» выполнены исследования по изучению особенностей распространения нитратного (нитратного, аммонийного) загрязнения питьевых вод в республике и особенности её влияния на заболеваемость детского населения на примере отдельных населенных пунктов. 

На основании результатов проведенных исследований разработаны методические рекомендации по мониторингу нитратного загрязнения питьевых вод, включающие в себя алгоритм проведения мониторинга, подходы к проведению оценки рисков от загрязнения азотистыми соединениями, схему принятия решений при различных уровнях загрязнения. 
Предложенный подход позволяет с большей степенью надежности и применительно к конкретной ситуации оценить риски нитратного загрязнения воды источников, обосновать необходимые и достаточные профилактические мероприятия, принятие административных решений, установить приоритетность объектов надзора по степени рисков.

Инициатива

Проведение оценки ГЛААС в Республике Беларусь

В 2013 году при поддержке Всемирной организации здравоохранения и координации Министерства здравоохранения Республики Беларусь впервые была проведена оценка ГЛААС (глобальный анализ водоснабжения и водоотведения) в Республике Беларусь.
Оценка проводилась при участии всех заинтересованных министерств и ведомств (Минздрав, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Минприроды, Минобразования, Национальный статистический комитет, представители учреждений образования и др.). Преимущество ГЛААС состоит в предоставлении инструмента для анализа ситуации в секторе водоснабжения и водоотведения с позиций стратегического руководства (законодательного и нормативного закрепления аспектов равного доступа к безопасному водоснабжению и водоотведению), проведения мониторинга доступа, вопросы кадрового потенциала и достаточность финансовых ресурсов в сфере водоснабжения и водоотведения. 

Полученные результаты будут использованы для подготовки комплексных отчетов по сектору водоснабжения и водоотведения с целью определения приоритетных проблемных вопросов, при формировании госпрограмм.

 

Обязательство в рамках РПЗ 2 – Региональная приоритетная задача 2 «Борьба с ожирением и травматизмом путем обеспечения безопасной окружающей среды, адекватного уровня физической активности и здорового питания»

Технология

Разработка мер по снижению риска формирования избыточной массы тела у детей школьного возраста Республики Беларусь

В 2010-2012 г.г. специалистами Научно-практического центра гигиены выполнены исследования по изучению  распространенности избыточной массы тела и основных детерминант ее формирования у детей школьного возраста Республики Беларусь.

Разработаны методические рекомендации, включающие в себя алгоритм оценки энергетического баланса организма у детей школьного возраста и разработку корректирующих мероприятий при выявленном энергетическом дисбалансе.

Согласно разработанному алгоритму оценка энергетического баланса организма проводится путем обследования питания детей в школе и дома с расчетом нутриентного состава индивидуального суточного потребления, биохимических показателей нутриентной обеспеченности организма, физической активности, показателей физического развития с расчетом антропометрических индексов (возрастной индекс массы тела, z-скор массы тела для возраста, z-скор массы тела для роста), абсолютного количества и относительного содержание жира в организме.

Для изучения физической активности разработана анкета о виде и продолжительности различных видов физической активности в течение недели. Разработаны рекомендации по физической активности при различной степени выраженности энергетического дисбаланса.

Для коррекции рационов питания детей с выявленным энергетическим дисбалансом разработаны технологические карты блюд, включающие салаты, первые блюда (супы, супы-пюре), вторые блюда, десерты, для питания детей с избыточной массой тела.

 

Обязательство в рамках РПЗ 3 – Региональная приоритетная задача 3 «Профилактика заболеваний органов дыхания путем улучшения качества воздуха внутри и вне помещений»

Международное научное исследование

Проект «Внутришкольная среда и болезни органов дыхания у детей»

Инициатива SEARCH (School Environmental and Children’s Health) представляет собой исследовательский проект, внедренный в рамках ЕПОСЗ, а также плана ВОЗ в области охраны окружающей среды и здравоохранения. Осуществление проекта обеспечивает реализацию 3-й региональной приоритетной задачи Европейского плана действий «Окружающая среда и здоровье детей».

Главная цель проекта SEARCH – расширение мониторинга здоровья детей и качества воздуха, разработка программ по повышению потенциала персонала школ и проведение тренингов по разработке и реализации местных стратегий в вопросах образования и здравоохранения.

Координаторы проекта – Региональный центр окружающей среды по Центральной и Восточной Европе (Венгрия). Проект покрывает 10 стран - Албания, Беларусь, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Сербия, Словакия и Украина, Казахстан и Таджикистан.

В Беларуси проект осуществлялся при поддержке Министерства Здравоохранения Республики Беларусь специалистами Научно-практического центра гигиены  (лаборатория гигиены детей и подростков, лаборатория комплексной оценки риска и воздействия факторов среды)  с участием специалистов кафедры Юнеско доцент кафедры UNESCO «Энергосбережение и возобновляемые источники энергии» Белорусского национального технического университета; национальный супервизор Ирина Застенская.

В Беларуси было выбрано 10 школ, 40 классов, 625 детей в возрасте от 8 до 11 лет.

В качестве главного инструмента использованы показатели, отобранные для ENHIS, разработанной Европейским центром по окружающей среде и охране здоровья (Бонн, ВОЗ). Набор показателей ENHIS для 3-й РПЗ позволил получить адекватную информацию для мониторинга соответствующего Пармского обязательства. 

Основные компоненты проекта:

Мониторинг окружающей среды в школах (замеры основных физических параметров и химических загрязнителей в классах и пришкольной территории);

Респираторное здоровье школьников (спирометрия, анализ пропусков занятий школьниками по болезни);

Использование и потребление энергии зданием школы;

Исследование здоровья и комфорта детей;

Повышение осведомленности и тренинги.

полевые работысеминарсеминар

Журнал ASPIRE выпуск 1

Журнал ASPIRE выпуск 2

Журнал ASPIRE выпуск 3

Журнал ASPIRE выпуск 4

 

Стратегия 

Меры по предупреждению потребления табака в Республике Беларусь

Распространенность табакокурения в Беларуси находится на достаточно высоком уровне: ежегодно от болезней, причинно связанных с курением, умирают более 15,5 тысяч жителей республики. В настоящее время в республике курит 30,5% населения, более половины населения подвержено пассивному курению.

Беларусь ратифицировала РКБТ ВОЗ в 2005 году.

В стране действует ряд нормативных правовых документов, в том числе: Санитарными нормами и правилами установлен запрет курения табачных изделий на территории и в помещениях учреждения образования.

Запрещена розничная торговля табачными изделиями лицам в возрасте до 18 лет, в том числе в спортивных сооружениях; в детских кафе; в организациях торговли, их отделах и секциях, продающих товары для детей; в учебных заведениях, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях; в зданиях (помещениях) учреждений (организаций) здравоохранения, образования, спорта; с применением интернет-технологий.

Проводится работа по созданию территорий, свободных от курения.

Проведенная в стране работа позволила достичь:

снижения на 11,1% доли курящего населения в возрасте 16 лет и старше;

снижения доли курящих как среди мужчин, так и среди женщин;

снижения количества лиц, подвергающихся пассивному курению;

доля тех, кому приходится часто находиться рядом с курящими дома, снизилась на 7,8%;  на работе/учебе – 14,9% и т.д.;

осознания в обществе необходимости принятия различных мер, направленных на сокращение курения.

Беларусь подтвердила готовность принять участие в проекте ВОЗ (2015 год), посвященному глобальному обследованию употребления табака среди учащейся молодежи в школах. Непосредственное участие в реализации проекта осуществляет Научно-практический центр гигиены при поддержке Минздрава и Минобразования.

 

Обязательство в рамках РПЗ 4 – Региональная приоритетная задача 4 Профилактика заболеваний, связанных с небезопасной химической, биологической и физической окружающей средой

Стратегия 

Здоровье работников при использовании хризотил-асбеста в Беларуси

Производство асбестоцементных изделий в Беларуси организовано на двух предприятиях в Могилевской и Гродненской областях. Производится более 100 млн. условных плит кровельных материалов и продукции технического назначения. В производстве занято более 650 человек.

Безопасность при работе с хризотил-асбестом регулируется республиканскими нормативными документами. Условия труда характеризуются как вредные первой-второй степени.

В информационном ресурсе – «Белорусский канцер-регистр» частота возникновения злокачественной мезотелиомы плевры за последние 20 лет регистрировалась от 30 до 70 случаев в год ( в среднем  38,4 случая, что составляет 3,9-5,0 чел./млн.). Эпидемии злокачественной мезотелиомы в районах размещения асбестперерабатывающих предприятий нет, а рост злокачественных заболеваний в Беларуси укладывается в Европейский тренд патологии.

В настоящее время на предприятиях республики при соблюдении соответствующих превентивных мер, применение хризотил-асбеста в условия контролируемого использования сопряжено с приемлемым уровнем профессионального  риска.

Наряду информированием населения, в том числе – работающих, о требованиях к мерам безопасности при контакте с хризотил-асбестом и асбестсодержащими материалами целесообразно готовить программу профилактики заболеваний, связанных с воздействием аэрозолей природных и искусственных волокнистых минералов, в том числе – хризотил-асбеста.

Предприятие-потребитель хризотил-асбеста - ОАО «Красносельскстройматериалы»Предприятие-потребитель хризотил-асбеста - ОАО «Красносельскстройматериалы»Предприятие-потребитель хризотил-асбеста - ОАО «Красносельскстройматериалы»

 

Стратегия

Реализация стратегического подхода к международному регулированию химических веществ в Республике Беларусь

Инициатива: назначение национального координатора СПМРХВ.

Потребность: В Республике Беларусь химическая промышленность составляет более 15% общего промышленного производства. Доля химической отрасли в общем объеме экспорта страны превышает 25%, в том числе 45% в дальнее зарубежье. Экспортируются в основном удобрения, продукты переработки нефти, материалы из пластмассы и ароматические углеводороды; импортируются нефть, средства борьбы с сорняками и паразитами, а также промышленные химикаты. Ежегодно в химической отрасли выпускается порядка 4,5 миллионов тонн удобрений, 0,5 миллиона тонн синтетической пластмассы и материалов из пластика, а также химические волокна и текстильные нити. Белорусские предприятия используют в своем производстве широкий спектр химикатов (например, растворители, красители, кислоты и щелочи.). Ежегодно в сельском хозяйственном производстве используются порядка 5-7 тысяч тонн агрохимической продукции, в частности пестицидов.

Основными достижения Республики Беларусь по рациональному регулированию химических веществ в рамках СПМРХВ являются:

государственная регистрация химических веществ и смесей, пестицидов;

государственный контроль за безопасностью товаров народного потребления, включая косметическую продукцию, лакокрасочные материалы, бытовую химию и другие товары;

разработка и внедрение системы экологического мониторинга отдельных загрязнителей;

разработка и реализация программ по снижению риска для стойких органических загрязнителей;

развитие научных исследований по изучению связей между загрязнением окружающей среды и здоровьем населения:

постепенный переход на классификацию и маркировку химической продукции в соответствии с СГС (Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ);

совершенствование национального законодательства об охране окружающей среды, включая управление отходами

намерение о присоединении Республики Беларусь к конвенции Минамата по ртути было подписано в ООН 19.09.2014 г.

 

Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство труда и социальной защиты являются основными органами республиканского управления, обладающими функциями контроля, определяющими критерии безопасности химических веществ и их воздействие на здоровье человека и окружающую среду в течение всего жизненного цикла. Существует реальная потребность в учреждении межведомственного органа, отвечающего за координацию деятельности министерств, ведомств и других учреждений в сфере управления химическими веществами в процессе эксплуатации, установку приоритетов с целью обеспечения химической безопасности.