НЕТБУКИ, РИДЕРЫ, ПЛАНШЕТЫ В ШКОЛЕ И ДОМА

НЕТБУКИ, РИДЕРЫ, ПЛАНШЕТЫ В ШКОЛЕ И ДОМА

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Стремительно обновляется арсенал технических средств ИКТ: компьютеры с жидкокристаллическими мониторами, ноутбуки, интерактивные доски, планшетные и мобильные устройства, электронные книги и другие (об исследованиях и сертификации продукции приборостроения читать здесь). Юное поколение осваивает сложную компьютерную технику быстрее и успешнее взрослых. Социологические исследования фиксируют снижение возрастной границы первого знакомства и активного использования компьютера и разнообразных портативных электронных устройств с игровыми, коммуникационными, образовательными и другими целями.

Так опрос 196 белорусских школьников и гимназистов разного возраста, проведенный специалистами лаборатории гигиены детей и подростков республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены», показал увеличение времени работы с индивидуальными электронными устройствами различных модификаций (стационарный компьютер, ноутбук, планшет и другие) в домашних условиях с возрастом учащихся: в среднем около 25 мин. в день − в младшем школьном возрасте, 1 час в день − в средних классах и 1,75 часа ежедневно – в старших классах. С образовательными целями интернет используют 98 % учащихся, причем в большинстве случаев (57%) практически ежедневно. 56 % учащихся используют различные виды электронных средств обучения при подготовке к урокам, 39 % школьников наряду с классическими учебниками иногда пользуются их «электронными версиями», 43 % учащихся 5-11 классов используют учебные электронные издания. В целом около 42 % опрошенных тратят на поиск различных образовательных материалов от 30 мин. до 1 часа в день. Младшие школьники «учатся» с интернетом 1-2 раза в неделю (85 %) не более 1 часа в день, почти половина старшеклассников − «ежедневно», «от 1 до 2 часов в день». Принимая во внимание, что электронные устройства не менее часто используются детьми и подростками для досуга, общения и других целей, очевидно, что они стали значимой частью их образа жизни, который является ключевым фактором, влияющим на здоровье.

Результаты научных исследований и данные официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья школьников, увеличении распространенности школьно-зависимых заболеваний, снижении адаптационных резервов. Время обучения совпадает с чрезвычайно напряжённым периодом роста и развития детей, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. В динамике обучения в учреждениях общего среднего образования уменьшается количество здоровых детей и увеличивается число школьников с диагностированными хроническими заболеваниями. У учащихся 9 классов показатели нарушения остроты зрения и нарушения осанки превышают показатели 2000 г. на 33 %. По сравнению с детьми дошкольного возраста распространенность нарушений остроты зрения у девятиклассников увеличивается в 5,2 раза, а нарушений осанки, соответственно, в 8,5 раза.

Для предупреждения возможного негативного влияния современных индивидуальных электронных устройств на здоровье и развитие детского организма необходимо знать особенности их воздействия на различные системы органов, функциональное состояние и работоспособность, соблюдать гигиенические требования к организации, условиям и режиму работы, формировать стойкие навыки безопасного использования средств ИКТ.

Основные риски для ухудшения здоровья школьников при работе с индивидуальными электронными устройствами связаны с увеличением психологической и зрительной нагрузки, интенсификацией интеллектуальной деятельности, повышением статического напряжения и гипокинезией, неблагоприятным воздействием комплекса физических факторов. Длительная работа за компьютером приводит к снижению внимания, ухудшению восприятия и переработки информации. О возможностях полной гигиенической оценки условий и факторов среды жизнедеятельности детей можно ознакомиться в программе "Здоровый ребенок".

Специалисты различных отраслей знаний на основании результатов научных исследований установили приоритет строгого соблюдения принципов эргономики для сохранения здоровья пользователей. Несоответствие эргономических характеристик физиологическим особенностям детей и подростков особенно выражено у портативных электронных устройств (ноутбуки, планшеты).

Зарубежными исследователями отмечено, что учащиеся, использующие ноутбуки, поддерживают потенциально стрессовые позы. Ограничение возможностей изменения положения приводит к напряжению и болям в мягких тканях, руках, в области шейно-грудного и поясничного отдела позвоночника, что в последующем приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Разнообразные болевые симптомы и дискомфорт при работе с компьютером (ПК) отметили 75% опрошенных учащихся общеобразовательных школ США − частых пользователей домашних компьютеров («ежедневно или почти ежедневно») (R.M. Gillespie, 2005). При увеличении продолжительности занятий за ПК повышается риск появления субъективных и объективных нарушений со стороны дистального отдела плечевого пояса у детей, отмечается субъективный дискомфорт и активация симпатического отдела вегетативной нервной системы, что свидетельствует о стрессовой реакции детей (А.Г. Долодаренко, 2006).

Наряду с перенапряжением костно-мышечной системы при нерациональной организации работы с индивидуальными электронными устройствами развивается зрительное утомление, что способствует развитию близорукости (миопии) у детей. Длительные зрительные нагрузки вызывают напряжение цилиарной мышцы глаза, сопровождаются жалобами на головные боли, усталость и боли в области глаз, ощущение мельканий, песка в глазах, слезотечение («компьютерный синдром»).

Процесс чтения требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различения, зрительное внимание и зрительная память, поэтому физиологически вызывает развитие зрительного и общего утомления организма. Учитывая, что развитие органов зрения происходило под действием отраженного света, наблюдение светящегося объекта на дисплее приводит к перенапряжению зрительной системы. При работе с ПК зрительное утомление отмечают от 40% до 92% пользователей, в том числе от 10% до 40% − ежедневно. Тревога, раздражительность, подавленность появляются в 25–70% случаев. Функциональное состояние организма после занятий с ПК зависит от возраста: у 7–9-летних детей оно ухудшается в половине случаев; у 10–13-летних — в 35%, у 16–18-летних — в 28% случаев (А.А. Баранов, 2008).

Гигиеническая оценка степени влияния современных моделей компьютерной техники (планшет, нетбук с жидкокристаллическим экраном) на функциональное состояние органов зрения практически здоровых школьников 12-13 лет свидетельствует о развитии зрительного утомления у 13,3% мальчиков и 36,4% девочек при чтении с экрана нетбука в течение 20 мин.; аналогичная зрительная работа с планшетом вызывает зрительное утомление у 45,4% мальчиков и у 41,1% девочек (Н.С. Полька, А.Г. Платонова, 2013).